Вдвое дольше стали ждать маршрутчиков на остановках жители Шелехова. А те и вовсе грозятся «последним рейсом». Если, конечно, не повысят тариф на перевозки.
— 10 рублей. Столько стоил проезд в общественном транспорте в Шелехове 10 лет кряду. Но летом произошёл «фокус» — и цену подняли сразу до 18. Но чудеса быстро заканчиваются. И старую цену вернули.
Водители маршруток массово увольняются, так и людей возить скоро будет некому. Александр делает свои последние круги по маршруту. Уже написал заявление и скоро переезжает в Иркутск.
— Там водитель работает 12 часов, и я выхожу работать по 12 часов. Я тоже хочу такие же деньги получать, как и он, — говорит водитель Александр.
Весной перевозчики обратились в шелеховскую администрацию, с предложением поднять стоимость проезда. Там одобрили. Вернуться к «червонцу» решили местные депутаты. Написали в прокуратуру, та и посчитала рост тарифа необоснованным.
— Хотелось бы обратиться даже к прокурору, который приезжал, все эти тарифы считал, пересчитывал здесь. Приходите к нам! Мы вам дадим машину, поработайте годик, посмотрите, как мы живём! — говорит водитель Александр.
Свободных машин действительно достаточно. Микроавтобусы не выпускают на линию — выгоды нет. Их нужно заправлять, ремонтировать, содержать в надлежащем состоянии. Пассажирам теперь приходится их ожидать вдвое дольше.
— У нас в городе было 15 перевозчиков. Сейчас на данный момент их осталось всего 4. Несмотря на то, что у нас сейчас часть средств будет стоять транспортных, будем работу как-то упрощать. Но если сейчас этот тариф не поднимется, то последние перевозчики могут просто экономически погибнуть, обанкротиться! — говорит управляющая компанией-перевозчиком Маргарита Дружинина.
Большинство горожан не хотят возвращаться к 18 рублям:
— Я могу город пешком обойти, а вы тут хотите цены поднимать!
— Ну и ходи пешком, если можешь.
— Я хоть и не езжу в общественном, но решение правильное.
— Вы считаете, что 18 рублей неадекватная цена?
— Неадекватная!
— А цену на дизель знаете?
— Нет.
Из чего складывается цена в 18 рублей за проезд, по данным перевозчиков, видно из графика. На топливо тратится четверть прибыли. Примерно треть остаётся водителю. Львиную долю занимает техобслуживание автопарка. И на остальное меньше 15 процентов.
— Цена на всё, и в первую очередь ГСМ — всё время поднимается. Люди, которые ездят на своих автомобилях, понимают, какая эта амортизация транспорта, какие это затраты, — говорит представитель перевозчика Руслан Быков.
В думе, настоявшей на старом тарифе, нам ответили.
— Вы считаете нынешнюю цену адекватной?
— Нет, нет. Мы и раньше не считали, что это адекватная цена. Мы говорили нашей администрации сделать сперва 12 рублей, через полгода 15. Но так, чтобы сразу на 80 процентов цену повышать — это необоснованно, — говорит представитель Думы Шелехова Константин Шадрин.
В городской администрации также говорят, что будут пересматривать тариф.
— Мы понимаем, что в ближайшее время возможно обращение от перевозчиков. Мы будем вынуждены прорабатывать данный вопрос. И выходить на тариф, который будет справедлив, — говорит первый заместитель главы Шелехова Андрей Никитин.
Так что всё-таки цена на проезд начнёт расти.