В прокат вышел анимационный фильм Уэса Андерсона «Остров собак», за который режиссер получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
«Остров собак» — второй мультфильм Андерсона, сделанный, как и «Бесподобный мистер Фокс» (2009), в технике кукольной стоп-моушн-анимации. Такая техника выглядит винтажно, полна мелких деталей и идеально воплощает авторскую манеру режиссера. Даже картины Андерсона с живыми актерами кажутся порой кукольными мультфильмами, так что в его анимационных лентах наступает полное и безраздельное торжество формы. Содержание перед ним отступает на второй, а то и на третий план.
Фильм открывается прологом, повествующим об эпической битве, состоявшейся десять веков назад между кошками и их владельцами с одной стороны и собаками и их хозяевами — с другой. В этом сражении предводитель котолюбов из могущественного клана Кобаяси в буквальном смысле потерял голову. Поэтому его потомки поклялись отомстить собакам, и спустя несколько сотен лет приступили к осуществлению своего коварного замысла.
Основное действие разворачивается в недалеком будущем, лет примерно через двадцать, в Японии, как будто придуманной фантастом 1960-х годов. В городе Мегасаки свирепствуют собачий грипп и собачий насморк, которые могут, по утверждению властей, угрожать и людям. Несмотря на то что ученые уже почти нашли лекарство от этих болезней, мэр Кобаяси, потомок того самого древнего клана кошатников, издает указ о том, чтобы все собаки были вывезены на мусорный остров — огромную свалку радиоактивных и прочих отходов. Первой жертвой нового закона становится Спотс — пес-телохранитель племянника мэра, мальчика Атари, после страшной аварии оставшегося сиротой. Постепенно на остров свозят всех собак Мегасаки, домашних и бродячих. Там, больные, ободранные и голодные, они сбиваются в стаи и сражаются за более чем ограниченные ресурсы.
Однако Атари оказывается единственным жителем города, который помнит, что мы в ответе за тех, кого приручили. Он вырывается из-под строгого дядиного надзора и на маленьком самолетике мчится на мусорный остров, чтобы найти и спасти своего единственного друга. В этом ему помогает отряд «альфа-самцов», сохранивших, несмотря на все злоключения, преданность человеку, и один принципиальный бродяга по кличке Шеф. Тем временем в Мегасаки набирает силу оппозиция, состоящая из юных зоозащитников, во главе которых становится американская студентка по обмену Трейси.
Излишне говорить, что выглядит «Остров собак», как картинка, в которой многочисленные источники вдохновения (японское прикладное искусство, гравюры укиё-э, фильмы Куросавы и Миядзаки) переплавились в узнаваемый андерсоновский визуальный стиль, с его строго симметричными кадрами, ювелирно выполненными надписями на экране, игрой со светом и цветом и крупными планами. Собаки здесь ну прямо как живые, а люди — то, чем они и должны выглядеть в анимационном фильме, куклы.
Все повествование, тоже очень по-андерсоновски, делится на аккуратно обозначенные отдельные главки. Отдельный эстетский жест — то, что всех четвероногих и некоторых двуногих персонажей озвучивают звезды не последнего калибра: от Брайана Крэнстона, Билла Мюррея, Скарлетт Йоханссон и Тильды Суинтон до Йоко Оно, которой достались ровным счетом три реплики героини по имени Йоко Оно. При этом все собаки говорят по-английски, а люди — на своих родных языках, то есть в основном на японском, который не всегда сопровождается субтитрами. Поэтому, когда собаки не понимают того, что говорят их хозяева, не понимают этого и зрители. Но как стремление героев к единой благой цели преодолевает языковой барьер, так и зрителям в конечном счете все становится ясно, а японская речь просто звучит экзотическим саундтреком, как музыка традиционных барабанов тайко.
При желании в «Острове собак» можно разглядеть что угодно (как это и сделала критика еще в Берлине): от детской сказки до злободневной социальной сатиры, острота которой, впрочем, растворяется в бесчисленных деталях. Как красиво развевается на ветру собачья шерсть, здесь, очевидно, важнее, чем то, смогут ли мальчик и его собака найти друг друга. История вообще подается с доходящей до безразличия отстраненностью, а некоторые сцены по-вивисекторски жестоки. За душу это, конечно, не берет — хотя, возможно, только зрителей, предпочитающих кошек.
Юлия Шагельман.
Источник: Коммерсантъ
Фото: Twentieth Century Fox Film Corporation