Ангарские перевозчики поставлены перед непростой задачей. С одной стороны понимая ответственность перед пассажирами по выполнению расписания и сдерживания цен, с другой — перед надвигающимся крахом отраслевой экономики. О том, что за время пандемии коронавируса пострадал прежде всего общественный транспорт не раз заявлял и Президент России Владимир Путин. Для поддержки компаний в ряде городов и регионов выделяются миллионы и сотни миллионов рублей. К сожалению, Ангарск в число городов с государственной поддержкой не входит.
Как рассказал на пресс-конференции ангарским журналистам Сергей Шарков, директор автомобильного кластера ОАО «Автоколонна 1948», количество пассажиров сократилось более чем на 30%. Добавим, что экономически обоснованный тариф для населения при этом составляет 60 рублей — в два раза больше, чем пассажир платит за проезд в городском автобусе. Однако, муниципальный заказ на выполнение объёма рейсов у заказчика — Администрации Ангарска — остается прежним. В годовом выражении пути — это чуть менее 9 млн км в год; в денежном исчислении — 961 млн. руб.
Однако таких денег отрасль в Ангарске не видела никогда. Дело в том, что на стадии расчетов заказа организатор не учел коэффициент наполняемости транспорта. Считали по максимуму. А факт показал, что выручка в допандеймийный 2019 составила всего 370 млн. руб.
Читатель спросит а как предприятия смогли компенсировать выпадающий доход? На это есть ответ: за счет оптимизации процессов управления и обслуживания. Как пример: студенты, которые снимают квартиры во время своего обучения. Ведь впятером снять жилье гораздо доступней чем одному. По этому принципу и действует транспортное объединение в Ангарске. Предприятия совместно используют инфраструктуру: станции ТО, мойку, заправочный комплекс, медицинский кабинет и склад запчастей. Это в совокупности и дает возможность экономить так необходимые средства. Отметим, что опытом Ангарска заинтересовались многие транспортные компании Восточной Сибири, а также Запада страны.
Но у всего есть предел. Постоянное снижение пассажиропотока, нехватка водителей и наступление коронавируса буквально разоряют отлаженный механизм. Так убытки только на садоводческих маршрутах достигли цифры в 14 млн руб в месяц. С обоснованностью такой неутешительной статистики согласны и в Правительстве Иркутской области.
Конечно, полезно посмотреть а как у соседей? Так вот, в областном центре на удержание тарифа транспорту выделено 600 млн рублей из городской казны, а в Братске в связи с низкой рентабельностью закрыли несколько маршрутных направлений.
Из всей разворачивающейся ситуации есть два выхода. Один — это субсидирование убыточных направлений за счет городского бюджета, такое право согласно ФЗ 220 у заказчика — городской Администрации есть; второй путь — непопулярный в предвыборный год — экономически обоснованный тариф, который позволит ангарским транспортным предприятиям не потерять персонал и продолжить качественно выполнять порученный государством заказ.