Site icon ВАФИАН

Почему у них дешевле?

Одна из транспортных тем, которая время от времени будоражит ангарчан – разница стоимости проезда в Иркутске и Ангарске. Сегодня немногие помнят, что так было всегда. И в советское время проезд в иркутском автобусе стоил 5 коп., а в ангарском – на 20% дороже, то есть 6 копеек.

С мая уходящего года стоимость проезда в Иркутске выросла до 20 рублей, в вечернее время – до 25 рублей за одну поездку. Лишь в немногочисленных муниципальных автобусах проезд по-прежнему стоит 15 рублей. При этом себестоимость поездки в два раза дороже! Но городской бюджет ежегодно компенсирует разницу, доплачивая муниципальному «ИркутскАвтоТрансу» почти 300 миллионов рублей из городского бюджета. Только благодаря этим вливаниям планово-убыточный иркутский общественный транспорт может предоставить пассажирам услугу подешевле. Если бы ангарские автопредприятия могли получать такую же мощную финансовую поддержку, то проезд в нашем городе мог стоить не больше 6 рублей.

В любом предприятии каждого города стоимость проезда диктуют экономические особенности работы общественного транспорта. И форма собственности – муниципальная или частная – на экономику не влияет.

Чтобы понять это, решим простую задачку для первоклассника:

Иркутск

В среднем муниципальный автобус по будням перевозит за смену 1550 пассажиров

1550 пассажиров х 15 руб. = 23 250 руб. выручки

Ангарск

В среднем автобус по будням перевозит за смену 520 пассажиров

520 пассажиров х 25 руб. = 13 000 руб. выручки

Вопрос: в каком городе выгодней работать?

Чем больше пассажиров – тем больше выручка. В Ангарске больше всего пассажиров в часы пик – утром на работу, вечером с работы. В дневное время автобусы полупустые.

По выходным ангарский автобус перевозит за смену от силы 310 человек х 25 руб. =7 750 руб. выручки. На некоторых ангарских маршрутах автобус даже в будни перевозит не более двухсот пассажиров.

Иркутск – транзитный город, здесь пассажиры активно пользуются транспортом с утра до вечера, много студентов. По выходным в Иркутск за покупками приезжают люди из близлежащих городов и посёлков.

По выходным иркутский автобус перевозит за смену 1100-1200 человек х 15 руб. = 16 500-18 000 руб. выручки.

Один из основных факторов, влияющих на стоимость проезда – это количество пассажиров.

Например

Маленькое Бодайбо (население 13 тыс. человек): стоимость проезда дороже, чем в Ангарске – 27 руб.. Себестоимость поездки здесь составляет 40 рублей, за каждого пассажира муниципальный бюджет доплачивает перевозчику разницу в 13 рублей.

Куда делись пассажиры?

Каких-то семь лет назад количество пассажиров в ангарских автобусах было в два раза больше. Куда они подевались? Благодаря щедрой кредитной политике банков несколько десятков тысяч ангарчан пересели из общественного транспорта в личные авто. Поэтому в автобусах стало меньше людей, а затраты транспортников за это время многократно возросли.

Миф о расстояниях

Часто приходится слышать неграмотное утверждение:

«В Иркутске маршруты длиннее, а стоимость проезда меньше!»

Затраты перевозчиков не зависят от протяженности городского маршрута. Просто иркутский автобус 14 маршрута (один из самых длинных в Иркутске) и ангарский автобус 9 маршрута за одно и то же время проедут примерно одинаковое количество километров.

Разница лишь в том, что на более коротком 9 маршруте в Ангарске автобус успеет сделать три круга, а иркутский автобус за это время сделает один круг. А количество пройденных километров будет равным. Это сродни бегу на уроке физкультуры: за время урока в закрытом спортзале вы пробежите десять кругов, а на открытом школьном стадионе – всего три. Но расстояние будет одинаковым.

И ещё. Федеральным законодательством установлены строгие нормы труда для водителей общественного транспорта, которые равны для любого города страны, будь то Москва, Иркутск или Ангарск. Нарушать нормы нельзя. Поэтому затраты автотранспортников Иркутска и Ангарска будут одинаковыми, но в Иркутске количество пассажиров больше. И более длинные маршруты выгоднее – пассажиры на них меняются чаще. Поэтому при равных с ангарчанами затратах у иркутян выручка всегда больше.

Что ещё влияет на стоимость проезда?

1.Заработная плата всех, кто работает для того, чтобы автобус вышел на маршрут и возил пассажиров.

В ангарских автопредприятиях это:

*Две смены водителей (ведут автобус)

*Две смены диспетчеров (контролируют график движения)

*Две смены автомехаников (ремонт и техническое обслуживание автобусов)

*Две смены медиков (проводят обязательный медицинский контроль водителей перед сменой и по окончанию смены)

*Две смены работники автомойки (моют автобусы снаружи и внутри)

*Служба снабжения (закупка запасных частей и топлива)

*Бухгалтерия (расчёты с поставщиками запчастей, ГСМ, начисление заработной платы персоналу)

*Охрана (осуществляет контрольно-пропускной режим на территорию предприятия)

2.Стоимость горюче-смазочных материалов, запасных частей, покрышек

3. Налоги: на прибыль, имущество и транспорт

4. Обязательные отчисления в Пенсионный Фонд, Фонд медицинского страхования

5. Обязательная страховка пассажиров и транспорта

6. Стоимость тепловой и электрической энергии, потреблённой предприятием (освещение и отопление ремонтных мастерских, гаражных боксов, освещение территории предприятия).

Кем и как устанавливается стоимость проезда?

Во всех городах страны стоимость проезда в общественном транспорте рассчитывается по формуле, утверждённой Министерством транспорта РФ. В эту формулу включают все вышеперечисленные подтверждённые затраты перевозчиков. Поэтому тариф и называется экономически обоснованным.

На чём экономят

Ещё одна важная причина иркутской цены – зачастую тамошние перевозчики просто не могут подтвердить свои затраты документами, эти затраты не учитывают при расчёте стоимости проезда.

Всё просто:

— Мелкие иркутские перевозчики, имеющие от 1 до 5 автобусов, работают по схеме вменённого налога – уплачивают фиксированную сумму независимо от реальных доходов.

— Горюче-смазочные материалы, запасные части ими подчас закупаются у нелегальных поставщиков без надлежащих документов. Так дешевле!

— Необходимые отчисления в государственные фонды ими не делаются.

— Часть заработной платы выдаётся в «серых конвертах».

— Отсутствует часть персонала, наличия которого требует Министерство транспорта РФ. Зачастую водитель автобуса в одном лице ещё и диспетчер, и авторемонтник, и автомойщик. В этом случае нет затрат на содержание штата работников, а вопросы качества услуг и безопасности пассажиров остаются открытыми.

Эти нарушения позволяют иркутским автопредприятиям «держаться на плаву».

А можно дешевле?

Можно. Бюджет может взять на себя часть расходов пассажиров и повлиять на снижение тарифа. Всё зависит от доходов, которые поступают в бюджет и желания властей и депутатов всех уровней.

Например, экономически обоснованная стоимость проезда в вагоне муниципального «Ангарского трамвая» сегодня составляет 48 руб.. Но пассажир платит всего 16 руб. Разницу в 32 рубля за каждого пассажира компенсирует муниципальный бюджет. Это ежегодно обходится горожанам в круглую сумму – бюджет тратит около 60 000 000 руб. на поддержание работы 18 вагонов.

Такой пример доказывает: расходы муниципального транспортного предприятия не могут быть ниже, чем у частного. Ведь от названия предприятия экономика не меняется.

Низкий тариф: мечты и реальность

Экономика – дама очень точная, без эмоций. Её невозможно обмануть, уговорить или разжалобить.

Если тариф за услуги не окупает затрат, то эту услугу вскоре некому будет оказывать. Поэтому любые попытки играть с тарифами из политических соображений или желания понравиться губят отрасль. Пример: низкий тариф, не отражающий реальных затрат, привел к банкротству крупные муниципальные транспортные предприятия Братска и Усть-Илимска. Так печально окончилось заигрывание со стоимостью проезда в этих городах.

Тем не менее далеко не все ангарские пассажиры платят за проезд полную сумму. Примерно каждый третий из них платит меньше или не платит вообще.

Кому повезло

— Льготные категории пассажиров получают социальную поддержку в виде 50 ежемесячных бесплатных поездок на городских маршрутах и 40 поездок – на пригородных маршрутах. Во время дачного сезона эти граждане могут совершать неограниченное количество поездок на дачных маршрутах с 1 мая по 30 сентября.

Ангарск – единственный город Иркутской области, где действуют льготы для школьников и педагогов.

— Муниципальной льготой пользуются учащиеся в возрасте до 18 лет: проезд по ученической электронной карте составляет 15 руб.. Льгота действует в течении учебного года.

— Неработающие пенсионеры, не имеющие льгот, во время дачного сезона пользуются муниципальной льготой во время поездок на дачных маршрутах с 1 мая по 30 сентября. Количество поездок для них не ограничено.

Ангарские транспортники за счёт собственных средств установили собственный сниженный тариф для работников всех образовательных учреждений: проезд по электронной карте за 15 руб.

Exit mobile version